Моисейкина Анна Георгиевна

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Моисейкина Анна Георгиевна,

студентка ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
г. Чебоксары
Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Научный руководитель:
к. п. н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Иванова И. П.

Педагогическая запущенность, на сегодняшний день, является одной из самых распространенных девиаций развития детей, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Такая девиация характеризуется неразвитостью, необразованностью, невоспитанностью ребенка, отставанием его развития от собственных возможностей. Из-за эмоциональных расстройств и нарушений поведения дети оказываются трудными для взрослых. И не меньше неприятностей причиняют эти расстройства самим детям, так как лишают их радости жизни.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований. Он сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

А преобладание авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивость, нестабильность, по отношению к ребенку в данной ситуации, а также слабая активность ребенка во взаимодействии со средой, тормозит развитие субъектных свойств личности детей. В итоге формируются такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. Таким образом, процессы идентификации и персонализации личности нарушаются. Ребенок пытается проявить себя, но все его попытки оказываются социально не одобряемыми, а в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей «таким, как все» он быть не может. Тогда это выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

Целью данной работы является исследование проблемы педагогической запущенности в младшем школьном возрасте и выработка рекомендаций для психологической коррекции педагогически запущенных детей.

Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [3].

Младшие школьники не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, мало развита учебно-познавательная активность. Это говорит о доминировании несостоятельности в учении и неразвитости учебно-познавательной мотивации. Внешними факторами социально-педагогической  запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, так же немаловажную роль играют недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, которые как бы наслаиваются на дефекты семейного воспитания. При этом нарушается целостность педагогического  процесса,  вызванная отсутствием взаимодействия воспитывающих сил,  слабой преемственностью содержания,  форм и методов  работы с детьми. В возникновении и развитии запущенности детей может играть роль и предрасполагающий фактор, а именно, индивидуальные  психофизиологические и личностные  особенности ребенка:  генотип, состояние  здоровья,  доминирующие  психоэмоциональные  состояния,  внутренняя позиция,  активность  во взаимодействии с микросоциумом. Внешние и внутренние факторы обусловливают возникновение и развитие  запущенности, при условии их  сочетания между собой, высокой интенсивности  и длительности воздействия на ребенка и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы.

Социально-педагогическая  запущенность  берет  начало   в раннем детстве, совпадая  с  началом развития самосознания ребенка,  его   правилосообразного поведения и нормативной деятельности.  При неблагоприятной ситуации развития, накопленные   количественные признаки и проявления запущенности,  в силу интеграции психики переходят в качественные  образования.  Причиной возникновения становится преобладание авторитарного стиля воспитания. Порой, родителям не хватает времени на общение с ребенком. Для ускорения результата какого-либо действия, легче сделать самому, чем выслушать мнение ребенка, позволить самостоятельно решить проблему или найти альтернативу решения той или иной проблемы. Представление ребенка о себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому при психолого-педагогической коррекции важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей.

У дошкольника они находятся на стадии становления, проявляясь только на поведенческом уровне. Впоследствии,   нарастающая динамика запущенности  затрагивает важнейшие  структуры личности и приводит к нарушению ее  персонализации   (личностный уровень).

Новый уровень запущенности – дидактический, возникает в связи с переходом ребенка к учению. Главную роль начинают играть школьные факторы: перегрузка учебными заданиями, непосильность требований, отрицательная оценка результатов учения, ме­тодика негативного стимулирования поведения. Как правило, такие дети характеризуются неадекватной самооценкой. Они отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Основная причина – отсутствие успеха в учебной деятельности на фоне благополучного положения одноклассников. Такие дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Педагогическая запущенность может быть сформирована из-за недостаточного проявленного внимания ученику. Не понял тему на уроке, учитель не обратил на это внимание, ученик отстал. Его «приписали» к неуспевающим детям и «махнули на него рукой». Такой ребенок будет пытается компенсировать свое положение агрессивностью с целью привлечь к себе внимание. Так же проблемой может служить низкий уровень познавательной активности. При этом для детей более важным является не освоение полученной информации, а положительная оценка взрослого. Таким образом, одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности – это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития совместными усилиями семьи и школы.

Чтобы помочь ребенку преодолеть комплексный и системный характер явления социально-педагогической запущенности требуется работа с использованием соответствующих подходов к содержанию и организации ее диагностики, профилактики и коррекции. Анализ механизмов формирования нарушения позволит понять, почему у данного ребенка в данных конкретных обстоятельствах возникает та или иная особенность поведения. И только ясно представляя себе психологические механизмы формирования нарушений, можно прогнозировать определенные аспекты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы [6].

Психологическая коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов: постоянная работа по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка.

Литература

  1. Мухина, В. С. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов / В. С. Мухина. - М.: Образование, 1985. – 401 с.
  2. Невский, И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И. В. Невский, Р.В.Овчарова.– Курган: Наука, 1985. – 280 с.
  3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р.В.Овчарова. – М.: Просвещение, 1996. – 500 с.
  4. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Педагогика, 1998. – 470 с.
  5. Педагогический словарь / под ред. Кирова И. А., Гончарова Н. К. – М.: Педагогика, 1997. – 650 с.
  6. Раттер, М. Помощь трудным детям / М.Раттер. - М.: Наука, 1987. – 260 с.
  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: