Пеункова Ольга Сергеевна

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пеункова Ольга Сергеевна
магистрант кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «ЧГУ», г. Череповец
Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.
Научный руководитель –
к.п.н., доцент, Л. А.Пепик

 Дошкольный возраст - ключевой период в жизни человека. В данный период дети наиболее открыты для постижения окружающей действительности. Особенно ребенок сензитивен к социальным явлениям, взаимоотношени­ям между людьми. Все его органы чувств устремлены на исследование предметного и социального мира, что создает необходимую основу для приобретения социального опыта, формирования социальных представлений. Изучению содержания, функций и роли социальных представлений как социально-когнитивного образования посвящены исследования С.Московичи, К.Эдвардс, Е.В.Якимовой и др. Исследователи полагают, что их формирование не происходит спонтанно, осуществляется последовательно и организованно, неразрывно связано с речевым, познавательным и социально-личностным развитием ребёнка [3,5].

Исследования по специальной психологии и педагогике указывают на то, что у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации протекает своеобразно, их социальные представления носят фрагментарный и неустойчивый характер, отражающий недостатки усвоения и актуализации социального опыта (Л. А. Головчиц, М. А. Егорова, А. В. Кроткова, Д.Р. Миняжева, Е. В. Селезнева, В. И. Селиверстов, Л. Ю. Шамко, С. Г. Шевченко, и др.) [2]. Возникает объективная потребность в "обходных путях", других способах педагогического воздействия, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для познания социального мира. По мнению О.П. Гаврилушкиной и др., этому во многом способствует насыщение разделов программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида социальным содержанием [1]. Значительными возможностями для решения данной задачи обладает изобразительная деятельность: являясь одним из важнейших видов деятельности в дошкольном возрасте, она позволяет ре­бенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в процесс рисования, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобрази­тельными средствами, показывают свое отношение к изоб­ражаемому, свое понимание жизни [4].

Проблема социального развития детей с ЗПР нашла отражение в исследованиях Е.А. Дмитриевой, Е.А. Екжановой, О.В. Защиринской, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др. Незрелость эмоционально-волевой сферы и личности, а также особенности познавательной деятельности данной категории детей являются серьезным препятствием на пути познания социальной действительности, усвоения социального опыта, формирования соответствующих возрасту ребенка социальных представлений. Это, в свою очередь, затрудняет социальную адаптацию детей с ЗПР, их полноценное взаимодействие с окружающими, ограничивает возможности овладения основными видами деятельности в дошкольном возрасте. Необходимость поиска эффективных путей формирования социальных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР обуславливает актуальность данного исследования.

Целью нашего исследования явилось изучение изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста как средства формирования их социальных представлений, разработка методических рекомендаций по обогащению социального содержания изобразительной деятельности детей данной категории. В основу исследования была положена гипотеза о том, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характерны существенные трудности отражения социальных представлений средствами изобразительной деятельности, которые проявляются в недостаточной сформированности графического образа человека, ограниченности социального замысла рисунков, преобладании предметного плана рисования над сюжетными. Это требует специальных условий обучения, направленных на обогащение социального содержания изобразительной деятельности данной категории детей.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №131» г. Череповца. В нем принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для исследования социальных представлений детей, особенностей их отражения посредством изобразительной деятельности использовались следующие методики: графический тест «Рисунок человека» (К. Маховер), рисование на тему «Мой день в детском саду», дорисовывание недостающих персонажей в предложенных сюжетных иллюстрациях.

В результате проведённого экспериментального исследования были выявлены значительные трудности отражения детьми с ЗПР социальных представлений средствами изобразительной деятельности. На них указывали следующие особенности:

1. Слабая заинтересованность тематикой, связанной с изображением человека, ситуаций из жизни людей, отражением социальных взаимоотношений.

2. Недостаточно сформированный графический образ человека (нечёткое изображение человеческой фигуры, плохо прорисованные части тела, несоответствия при передаче пространственных взаимоотношений).

3. Трудности овладения сюжетно-тематическим рисованием. Работы детей в целом отражали различные ситуации из их жизни, но, однако, в них прослеживалось за­имствование содержания друг у друга; рисунки были бедны как по содержанию, так и по композиции, в них, как правило, изображались лишь отдельные элементы сюжета. Рисунки отличались статичностью персонажей, дети не стремились передать взаимоотношения между ними.

4. Значительные трудности при дорисовывании персонажей на иллюстрациях, обусловленные недостатками восприятия их социального содержания, установления взаимоотношений между персонажами.

Результаты проведённого экспериментального исследования также свидетельствовали об ограниченности и недостаточной осознанности социального опыта детей с ЗПР, трудностях актуализации знаний и представлений об окружающем социальном мире, слабой заинтересованности социальной стороной окружающей действительности.

В соответствии с результатами экспериментального исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов, направленные на обогащение социальных представлений детей, усиление социальной направленности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Содержание рекомендаций также включало различные методические приёмы работы, дидактические игры и упражнения, способствующие повышению заинтересованности детей тематикой, связанной с изображением человека, преодолению трудностей передачи графического образа человека, осуществлению перехода от предметного к сюжетно-тематическому рисованию.

Список литературы

  1. Гаврилушкина О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии/ Cб. «Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. - Минск, 1997, с.24-32
  2. Миняжева Д.Р. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста //Диссертация М., 2008 г.
  3. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. Т. 16. - № 2. - С. 3-13
  4. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. – 220с.
  5. Якимова Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х -90-х годов. - М., 1996. - С. 21-48.
  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: