Александрова А.А. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ

А. А. Александрова

Днепропетровский университет им. Алфреда Нобеля, aleksandrova.tit(at)i.ua

Научный руководитель: кандидат психологических наук,  доцент М. В. Реуцкий

 

Все люди (независимо от расы или культуры), находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его до самой смерти.

 

Актуальность данной работы заключается в том, что большую часть жизни человек проводит в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом.

Мы полагаем, что понятие «малой группы» не стоит рассматривать только с точки зрения психологии. Стоит обратить внимание и на социологию. У ученых нет полного согласия относительно его определения. Существует несколько видов социальных общностей, к которым, в обыденном смысле, применяется понятие «малая группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «малая группа» обозначает некоторых индивидов – физически, пространственно находящихся в определенном месте. Это что касается определения с точки зрения социологии. А вот в психологии, известный автор, профессор Андреева Г.М.,  определяет термин «малой группы», как: «…немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» [1, с. 257].  Это достаточно универсальное определение.

Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Будет уместным выделить только самые главные, на наш взгляд, социально – психологические процессы малой группы:

$1·        групповое давление;

$1·        групповая сплоченность;

$1·        лидерство;

$1·        процесс принятия группового решения.

Все эти процессы тесно взаимосвязаны между собой. Немного о каждом из них.

Феномен группового давления в психологии получил название конформизма. А в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, так как его принято считать чем-то негативным, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе; меру подчинения индивида групповому давлению.

Что касается групповой сплоченности, то она считается второй проблемой в формировании группы. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, проходит процесс сплочения, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Естественно, что в каждой группе есть свой лидер. Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующего роли лидера.  Одна из основных обязанностей лидера в группе – деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм.

Эмпирически интересен пример проявления лидерства в группе. С целью реализации научно-практического интереса, было проведено небольшое исследование в группе студентов-сокурсников. Целью работы было исследовать групповую динамику. Объектом исследования стала социальная группа студентов. Предметом – групповая динамика. Стояла задачаисследовать феномен лидерства, как одну из сторон групповой динамики. Выдвинутая первоначально гипотеза состояла в том, чтопод руководством группа намного эффективней справится с задачей, нежели в индивидуальном порядке.

Упражнение, проводящееся в экспериментальных целях, называется «Путаница» [3, с. 150].  В  этом эксперименте участвовало 8 участников. Задание эксперимента (упражнения) заключалось в том, что  группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а исследователь соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом, исследователь должен попытаться соединить вместе как можно больше удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

Было проведено две серии исследований. В первой серии участникам предлагалось самим распутаться, тем временем как исследователи наблюдали за динамикой группы. Буквально на 2-3 секунде один из участников путаницы подавал импульс, таким образом, выдвигая свою кандидатуру на роль лидера и предлагая возможные движения для решения проблемы. Потом после заявки на лидера одного участника к нему подсоединился еще один, потом еще один и так далее. Группа распуталась за 7 минут, но 4 человека оказались лицом в круг, а 4 – спиной. Коллективным решением было принято, что перекрутить участников, которые стоят спиной в круг, не удастся.  Но задание, в общем, было решено. Во второй серии задание было таким же. Участники снова были запутаны, но распутывал их теперь человек, которого они сами выдвинули. Им оказался не лидер первой части эксперимента, а другой. Он очень активно включился в деятельность. Но, после минуты неудачных попыток, у последнего отметилось сильное снижение мотивации и желание оставить попытки, так как он не нашел способа решения. Группа была против,  и он продолжил. После 3-х минут он все-таки отказался от руководства и задание было невыполнено. Потом группа попросила попытаться распутать их другого участника. Им оказался один из лидеров коллектива. Этот участник, в отличии от предыдущего, распутал группу за три минуты очень уверенно и спокойно.

Подводя итоги, можно отметить, что индивидуально группа справляется с работой несколько хуже, чем под руководством. Причина, видимо, в том, что группа оказывается под руководством человека (лидера), которому она доверяет, потому что  личность лидера и стиль его поведения, как доминирующего лица, во многом определяют судьбу каждого участника.

Не менее важный процесс социально-психологических аспектов в малой группе – процесс принятия группового решения.

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция. Существует три способа принятия этого решения:

1. Открытое общение;

2. Ролевая игра – каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение;

3. Групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников.

Хотелось бы отметить, что одним из наиболее эффективных, по нашему мнению, методов в принятии группового решения, является метод «мозгового штурма», который проходит в несколько этапов. На первом этапе идет изложение проблемы, при этом всех участников просят свободно излагать свои идеи по решению проблемы, вне зависимости от того, насколько они реальны. На следующем этапе идеи комбинируются, видоизменяются. На последнем этапе идет отбор и оценка идей;

Подводя итоги нашего исследования, нужно отметить, что все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Один из показателей эффективности группы – производительность труда (или продуктивность.  Другой, не менее важный показатель – это  удовлетворенность членов группы совместной деятельностью (трудом) в группе. Имеется в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

Список использованной литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 2007.

2. Майерс  Д. Психология / Д.  Майерс; пер. с  англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова – 2-е  изд. – Минск., 2006.

3.Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб., 2005.

4.Фролов С.С. Социология./  С.С. Фролов;  Учебник. Для высших учебных заведений. – М, 1994.

 

  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: