Политевич Е. Э. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕКИ

Политевич Елена Эдуардовна,

магистр педагогических наук,

аспирант кафедры теории и истории ИДК УО «БГУКИ»

(г. Минск, Республика Беларусь)

alena020683@mail.ru

 

Научный руководитель –

канд. пед. наук, доцент, В.А. Касап

 

Развитие творческой личности является одной из социально значимых задач белорусского общества. Поэтому в педагогике особое значение отводится поиску форм и методов воспитания подрастающего человека и формирования его личности, позволяющих ему адаптироваться в современном мире, жить в гармонии с собой и с окружающим его социальным пространством. Для этого необходимо воспитание его значимости и уверенности в своих творческих способностях. Продуктивность и успешность в выбранном виде деятельности во многом зависит от активности человека и его творческой направленности.

В педагогической науке активность личности рассматривается как «деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной сферы на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [4]. Следовательно, если личность, проявляющая активность, стремится расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний, то она осуществляет творческую деятельность.

В психологии творчество рассматривается с двух позиций: «человеческая деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее, имеющее общественно-историческую ценность» [1]; «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты» [6]. В процессе творческой деятельности происходит интеллектуальное и эмоциональное становление личности, определяется отношение к жизни и ее место в ней, приобретается опыт коллективного взаимодействия, совершенствуются навыки работы с различными инструментами и материалами. Следовательно, одной из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности является творческая активность.

По мнению С.Ю. Кизим, творческая активность представляет собой «интегративное качество личности, проявляющееся в реализации своих способностей и возможностей в интересующей практической деятельности; самостоятельности при выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощении; активном участии в преобразовании окружающей действительности» [2]. Интегральной характеристикой творческой личности является активная творческая жизненная позиция, выражающаяся в принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Кроме того, важным является понятие «развитие» (как философская категория), что представляет закономерное изменение материальных и идеальных объектов (например, сознания и психики), характеризующееся как направленное и необратимое. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта (его состава или структуры) [6]. В психолого-педагогической литературе развитие рассматривается в отношении человеческого индивида (например, в процессе обучения), его психики. Так в психологии под развитием понимается внутренне необходимое движение, «самодвижение» человеческого индивида от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия [1], а в педагогике – «объективный процесс последовательного внутреннего количественного и качественного изменения физических духовных сил человека» [4].

Исходя из вышеопределенных категорий, на наш взгляд, необходимым является представить определение понятия «развитие творческой активности личности», которое разработала З.А. Литова. По ее мнению, «развитие творческой активности личности – это процесс и результат качественного изменения личности; возрастание комплекса качеств, характеризующих ее творческую активность, происходящее за определенное время посредством общения, обучения, воспитания и самовоспитания» [3].

Кроме того, З.А. Литова [3] определила ряд эффективных форм и методов, которые способствуют развитию творческой активности личности в процессе обучения. К ним относятся: активные формы и методы обучения, проблемное обучение; постановка вопросов, задач, практических заданий творческого характера; творческие упражнения; решение нетрадиционных (нестандартных), организационных, дивергентных задач; проведение дидактических игр; мысленный и реальный эксперимент; поиск и устранение неисправностей в творческих объектах; проектная деятельность; внеклассная и кружковая работа; факультативы и спецкурсы творческой тематики; учебно-исследовательская деятельность.

Важно отметить критерии развития творческой активности личности, разработанные С.Ю. Кизим [2]:

1. Ценностно-смысловые критерии представляют систему мотивов, определяющих отношение к делу (старательность и добросовестность в работе, стремление к совершенствованию, творческое отношение к деятельности), к коллективу (умение строить отношения, желание работать вместе, помощь товарищам, активность в коллективной деятельности, ответственность за общее дело), к самому себе (трудолюбие, настойчивость, стремление к самосовершенствованию).

2. Самостоятельность в деятельности, поступках, принимаемых решениях направлена на самомоделирование (самоорганизацию): умение ставить цель, принимать решение, продумывать пути и последовательность достижения цели, проявлять интерес к процессу деятельности; самоутверждение: достижение признания среди педагогов, студийцев, одноклассников и самооценка результатов.

3. Удовлетворенность достигнутыми результатами деятельности обеспечивается психологическими (доброжелательность в коллективе, адекватность самооценки, творческая активность) и социальными (социальная активность, групповая защищенность, общественное признание) состояниями.

В условиях средних специальных образовательных учреждений развитие творческой активности личности осуществляется с помощью основных компонентов процесса образования: обучение, воспитание и формирование гармоничной разносторонней личности учащегося. Библиотека также включена в процесс развития творческой активности личности посредством обеспечения образовательного процесса формами и методами библиотечно-библиографического обслуживания читателей; содействия развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей личности; самообразования личности и обеспечения информацией ее творческих потребностей.

В настоящее время просветительская функция библиотеки проявляется в информационной деятельности, которая расширяет кругозор личности и обеспечивает доступ к имеющимся знаниям. Из библиотечно-библиографических методов, расширяющих диапазон знаний личности, следует отметить раскрытие богатства книжных фондов, через просмотр бюллетеней и выставок новых поступлений; устные формы информирования, в том числе универсальные и тематические обзоры, консультации библиографа по заявленной тематике; предоставление информации посредством Интернета, в число которых входят электронные книжные выставки, виртуальная справочная служба, а также доступ к тематическим базам данных и электронному каталогу.

Библиотеке свойственна и образовательная функция, реализующаяся в форме библиотечных уроков, в процессе которых осуществляется развитие информационной культуры личности; создании специальных памяток по поиску информации в традиционном и электронном каталоге; консультациях по поиску и систематизации документов, составлению библиографических списков и обзоров, по самостоятельной работе со справочно-библиографическим аппаратом издания; обучении поиску информации в различных тематических базах данных и архивах справочных служб;обучении работе с книгой и рациональному чтению, выделению ключевых слов и подготовки тезисов.

Таким образом, деятельность библиотеки способствует развитию творческого мышления и удовлетворению творческих потребностей личности посредством расширения ее кругозора, обучению умениям и навыкам самостоятельного поиска информации, ее переработке и получения знаний, что при условии оптимального сочетания с педагогическими методами содействует развитию творческой активности личности.

 

Список использованных источников

1.            Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак ; Москва : Олма-Пресс, 2005. – 665 с.

2.            Кизим, С.Ю. Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С.Ю. Кизим ; Шуйский гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2010. – 22 с.

3.            Литова, З.А. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / З.А. Литова; Курский гос. ун-т. – Ярославль, 2005. – 43 с.

4.            Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 527 с.

 

5.            Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – Москва : Инфра-М, 2006. – 576 с. 

 

  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: