Малая А.Д. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Малая Анастасия Дмитриевна

студентка Днепропетровского гуманитарного университета

Е-Mail: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

 

Научный руководитель –

к.психол.н., доцент М. В. Реуцкий

 

Одной из наиболее важных социально-психологических проблем является проблема девиантного поведения среди подростков. Актуальность данной проблемы заключается не только в том, что подростки являются более чувствительными к социальным изменениям и психологическим стрессам, но и в том, что глобальные перемены в обществе и изменение моральных и этических норм ведет к перестройке взглядов и убеждений личности. Девиантное поведение – поведение, которое идет в разрез с общепринятыми социальными нормами и правилами. Исходя из подходов к оценке поведенческих норм, патологий и девиаций,  рассмотренных    В. Д. Менделевичем, можем сказать, что одной из главных причин девиантного поведения является влияние социальных факторов, внутриличностные конфликты и саморазрушение личности. И все же возникает множество вопросов, касающихся данного феномена. Взгляды на происхождение девиантного поведения также расходятся. Причиной этому является не только различное понятие «норма», но и различие социальных и этических норм для того или иного общества. Однако, существование общепринятых основных подходов к изучению происхождения и объяснения девиантного поведения нельзя не коснуться.

Одним из первых, кто вплотную занялся изучением суицида и влиянием общества на человека, был Эмиль Дюркгейм. Именно он ввел понятие аномии. Под аномией он понимал понятие разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками, т.е. аномия в данной трактовке – социальная дезорганизация. Аномия может возникнуть и вследствие личностной кризисной ситуации, которая способна  перестроить всю систему убеждений индивида, коренным образом изменить его моральные нормативные установки.

С точки зрения Р. К. Мертона аномия представляет собой результат конфликта между «культурой» и «социальной структурой», побуждением к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. 

Г. Беккер утверждал, что некоторая степень безнормности имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств [1].

Относительно теории девиантного поведения Г. Кэплана, известный русский философ и сексолог И. С. Кон полагал, что чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит ребенка перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Соответственно, желание соответствовать ожиданиям коллектива (общества) -  уменьшается, а стремление уклониться от них – растет. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится все более антинормативными. Так образуется замкнутый круг [2, с. 253].

Говард Беккер предложил концепцию, основанную на том, что девиация на деле обусловлена правоспособностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения. “Социальные группы создают девиацию, - писал он, - поскольку они составляют правило нарушения которых считается девиацией; кроме того, они навязывают эти правила определенные людям, которым “навешиваются ярлыки” аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация определяется не качеством поступка, который совершает человек, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций против “нарушителя” [4, c. 14].

Мы можем сказать, что теорий и подходов к изучению данной проблемы существует множество, и каждая отражает ту или иную сторону данного феномена и подвергать критике каждую не имеет смысла. Актуальность же данного вопроса обусловлена тем, что подростковый возраст является наиболее подвижной возрастной группой и наиболее восприимчивой к деструктивным влияниям. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным. Все эти эпитеты уместны, но они не отражают сути явления. Подростки вовсе не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они пытаются приспособиться к условиям существования в этой среде, уцелеть и выжить. Им это далеко не всегда удается еще и потому, что социальная часть общества не всегда достаточно активно противостоит ее асоциальной части, забывая о том, что взрослые обязаны защищать детей и подростков.

Основной же задачей общества, педагогов и психологов, является помощь подросткам в ситуациях, в которых они не могут разобраться самостоятельно, т.к. последствия социальной дезадаптации, фрустрация и влияние травмирующих ситуации может привести к серьезным последствия, вплоть до уголовного наказания и летальных исходов.

Изучив подходы к изучению данной проблемы мы можем сделать некоторые выводы:

1.     К типично подростковым девиациям, например, относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию и поведение на базе застенчивости.

2.     Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимущественно для девушек-подростков, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. Часто анорексия (отказ от пищи, исчезновение аппетита) базируется на дисморфоманическом поведении.

3.     Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подростковом возрасте. Поданным П. Д. Шабанова и О. Ю. Штакельберг, возраст первого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1% впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% — от 11 до 14 лет, около 50% — от 15 до 17 лет и меньше 1 % — после 20 лет [5].

4.     Сверхценные психологические и психопатологические увлечения имеют тенденцию формироваться в подростковом возрасте в силу особенностей структуры психической деятельности. К ним относится гемблинг, фанатизм (спортивный, музыкальный, религиозный) и многие другие. В подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется групповой структурой и неустойчивостью поведения [3, с. 204-215].

Нужно заметить, что, принимая во внимание возрастную приоритетность поведенческих девиаций, стоит сказать, что среди подростков все формы девиаций являются специфичными и часто встречаемыми. Только один этот факт говорит о том, насколько данный вопрос важен. Однако, ему уделяется мало внимания. Стоит сделать вывод о том, что сущность девиации нельзя объяснить лишь одной психической особенностью либо конфликтом. Анализ данного феномена стоит проводить с учетом не только личностных особенностей подростка, но и с учетом семейного и школьного микроклимата, а также существующих социальных норм и устоев.

Литература.

1.     Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - 2-е изд. – М ., 2001, 2003.

2.     Кон И.С. Психология ранней юности . — М.: Просвещение, 1989.

3.     Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб., 2005.

4.     Смелзер Н. Социология (пер. с англ.) – М ., 1998. - 688 с.

5.     Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: Патопсихология. Клиника. Реабилитация. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2001.

 

 

  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: