Веселов Андрей Николаевич

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Веселов Андрей Николаевич,
магистрант кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «ЧГУ», г. Череповец
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научный руководитель –
док. пед.наук, проф. О.А.Денисова.

С целью развития у обучающихся ключевых компетенций происходят изменения в образовательных технологиях, методах обучения и воспитания, в направлении увеличения объема тех из них, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения; опыт ответственного выбора и ответственной деятельности; самоорганизации; стимулируют самостоятельную работу обучающихся и становление структур ценностных ориентаций при помощи информационно-коммуникационных технологий, технологий проблемного и проектного обучения, развития критического мышления, дифференциации и индивидуализации обучения [3].
Этот подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт (проект которого мы имеем в настоящее время) должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с особыми образовательными потребностями [6].
Появление вычислительной техники в школе активизировало исследования по проблеме ее использования в учебном процессе. Концепция базисного учебного плана, опубликованная в Учительской газете 28 декабря 1989 г., откры­ла направления исследований, кото­рые связаны с интеграцией новых информа­ционных технологий в учебный процесс по раз­личным школьным предметам. Плодотворное воздействие такой интеграции на математическое образование отмечал акаде­мик А. П. Ершов в своей статье «Компьютери­зация школы и математическое образование» [4]. Определение понятия «новые информационные техноло­гии» (НИТ) появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Под этим поня­тием понимается совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленную передачу, обработку, хране­ние и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний). НИТ предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых принадлежит компьютеру. Представим основные применения НИТ в системе обра­зования: орудийное; учебное; профориентационное и трудовое; - досуговое; учительское; организационное и дефектологическое — компьютерная под­держка обучения детей с дефектами и недо­статками развития[4].
Эффективность применения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в современном образовании подчеркнута в трудах Клюева Ф.Н., Ахметшиной Г.Х., Статировой О.И. и др. Мохаммад Н.В. указывал, что новизна и многогранность использования ИКТ в учебном процессе способствуют не только развитию и активизации творческого потенциала ученика, но повышает мотивационный интерес к обучению учащихся [7].
По утверждению Малофеева Н.Н., введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи [5]. Современный этап развития специального образования предполагает серьезное переосмысление сущности понятия "интеграция" и введение нового термина "инклюзия". По сути, речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в образовательной практике. Инклюзия понимается нами как форма оказания услуг детям с особыми образовательными потребностями, соответствующая современному этапу развития общества. По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество, нарастает потребность в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о нем как информационном единстве.
Инклюзия способствует формированию жизненных компетенций и выражается в компетентностном подходе к жизни в обществе и социуме [9]. Инклюзивное образование осуществляется в рамках инклюзивного пространства, которое характеризуется следующими особенностями: непрерывностью, комплексностью, доступностью, вариативностью и функциями: развивающей, воспитывающей, социализирующей и др [2].
Средством формирования жизненных компетенций у детей с ооп является использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). Опыт использования ИКТ в общеобразовательном учебном процессе создал проблемное поле для исследований применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (A.B. Аграновский, И.В. Больших, Г.В. Васенков, H.H. Глазкова, E.JI. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова, З.А. Репина, И.В. Роберт, Речицкая Е.Г., Речицкий И.В., Ю.И. Сакулина, Т.В. Шевырева, и др. Ведущие специалисты ИКП РАО Т.К. Королевская и О.И. Кукушкина в своих исследованиях подчеркивают необходимость, эффективность и востребованность использования компьютера в обучении.
ИКТ обладают большим потенциалом для поддержания интереса к процессу обучения детей с особыми образовательными потребностями, в частности, в обучении математике. Необходимо отметить, что на уроке математики информационные технологии применяются не только для разнообразия видов деятельности при закреплении материала, но и для того, чтобы наиболее сложный материал мог быть представлен наглядно, вариативно при объяснении нового материала, а затем быть отработанным на различных практических моделях.
В соответствии с требованиями программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В. учащиеся в СКОУ VIII вида должны освоить на уроках математики следующие измерительные навыки: в 5 классе - единицы длинны массы, времени и их соотношения; выполнять преобразование чисел, полученных при измерении длинны и массы в пределах 1000; в 6 классе - выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длинны и массы письменно, в 7 классе - знать алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, массы, длинны; осуществлять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени [8]. Для учащихся СКОУ VIII формирование измерительных навыков весьма затруднительно, в следствие особенностей развития познавательной деятельности.
Для оптимизации процесса обучения, адекватным представляется активное использование ИКТ в виде игровых программ, презентаций, наглядных пособий, живых «таблиц» [1].
Таким образом, мы полагаем ИКТ в инклюзивном образовательном пространстве будет способствовать формированию измерительных навыков через овладение компетенциями о единицах измерения на уроках математики у детей с интеллектуальными нарушениями.

Список литературы:

1. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития [электронный ресурс] Сайт «Наука-педагогика» URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-integrativnaya-model-matematicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 11.10.2012)
2. Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Монография. – Череповец: ЧГУ, 2006.- 164 с.
3. Денисова О.А., Кузнецов В.И., Посадская Л.А., Кузнецова Е.В. Обоснование реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве школы-интерната I вида как основы реабилитации детей с нарушенным слухом [электронный ресурс]: Сайт МБОУ «Школа- интернат 1 вида»: URL: http://s11043.edu35.ru/index.php/obrdeyat/53-direktor.html (дата обращения: 11.10.2012)
4. Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. — 1989. — № 1. - с. 86.
5. Малофеев Н.Н Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы [электронный ресурс]: Сайт гимназии №1540 «Московская технологическая школа ОРТ: URL: http://www.1540.ort.ru/integration/incedu/art4.php (дата обращения: 11.10.2012)
6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Альманах ИКП РАО.-2012.-№12,/2010 [электронный ресурс]: Сайт «ИКП РАО» URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 11.10.2012)
7. Мохаммад Н.В. ИКТ в образовательном процессе [электронный ресурс]: URL: http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.htm (дата обращения: 11.10.2012)
8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. Воронковой В.В. - М.: ВЛАДОС, 2010
9. Шалагинова К. С Опыт работы со здоровыми детьми по формированию установки принятия особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию. [электронный ресурс]: Сайт Фестиваль педагогических идей «открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/authors/227-058-750 (дата обращения: 11.10.2012)

  • Вконтакте
  • Facebook

Пошук на сайті: