ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моисейкина Анна Георгиевна,
студентка ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
г. Чебоксары
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Научный руководитель:
к. п. н., доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Иванова И. П.
Педагогическая запущенность, на сегодняшний день, является одной из самых распространенных девиаций развития детей, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Такая девиация характеризуется неразвитостью, необразованностью, невоспитанностью ребенка, отставанием его развития от собственных возможностей. Из-за эмоциональных расстройств и нарушений поведения дети оказываются трудными для взрослых. И не меньше неприятностей причиняют эти расстройства самим детям, так как лишают их радости жизни.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований. Он сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
А преобладание авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивость, нестабильность, по отношению к ребенку в данной ситуации, а также слабая активность ребенка во взаимодействии со средой, тормозит развитие субъектных свойств личности детей. В итоге формируются такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. Таким образом, процессы идентификации и персонализации личности нарушаются. Ребенок пытается проявить себя, но все его попытки оказываются социально не одобряемыми, а в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей «таким, как все» он быть не может. Тогда это выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
Целью данной работы является исследование проблемы педагогической запущенности в младшем школьном возрасте и выработка рекомендаций для психологической коррекции педагогически запущенных детей.
Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [3].
Младшие школьники не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, мало развита учебно-познавательная активность. Это говорит о доминировании несостоятельности в учении и неразвитости учебно-познавательной мотивации. Внешними факторами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, так же немаловажную роль играют недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, которые как бы наслаиваются на дефекты семейного воспитания. При этом нарушается целостность педагогического процесса, вызванная отсутствием взаимодействия воспитывающих сил, слабой преемственностью содержания, форм и методов работы с детьми. В возникновении и развитии запущенности детей может играть роль и предрасполагающий фактор, а именно, индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, активность во взаимодействии с микросоциумом. Внешние и внутренние факторы обусловливают возникновение и развитие запущенности, при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности и длительности воздействия на ребенка и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы.
Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, совпадая с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития, накопленные количественные признаки и проявления запущенности, в силу интеграции психики переходят в качественные образования. Причиной возникновения становится преобладание авторитарного стиля воспитания. Порой, родителям не хватает времени на общение с ребенком. Для ускорения результата какого-либо действия, легче сделать самому, чем выслушать мнение ребенка, позволить самостоятельно решить проблему или найти альтернативу решения той или иной проблемы. Представление ребенка о себе всегда страдает при повторяющихся неудачах, поэтому при психолого-педагогической коррекции важно уделять особое внимание подбору заданий и упражнений. Необходимо, чтобы в них включалось достаточное количество таких заданий, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, и при этом они не были бы слишком легкими - чтобы он мог получить опыт преодоления трудностей.
У дошкольника они находятся на стадии становления, проявляясь только на поведенческом уровне. Впоследствии, нарастающая динамика запущенности затрагивает важнейшие структуры личности и приводит к нарушению ее персонализации (личностный уровень).
Новый уровень запущенности – дидактический, возникает в связи с переходом ребенка к учению. Главную роль начинают играть школьные факторы: перегрузка учебными заданиями, непосильность требований, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения. Как правило, такие дети характеризуются неадекватной самооценкой. Они отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Основная причина – отсутствие успеха в учебной деятельности на фоне благополучного положения одноклассников. Такие дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Педагогическая запущенность может быть сформирована из-за недостаточного проявленного внимания ученику. Не понял тему на уроке, учитель не обратил на это внимание, ученик отстал. Его «приписали» к неуспевающим детям и «махнули на него рукой». Такой ребенок будет пытается компенсировать свое положение агрессивностью с целью привлечь к себе внимание. Так же проблемой может служить низкий уровень познавательной активности. При этом для детей более важным является не освоение полученной информации, а положительная оценка взрослого. Таким образом, одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности – это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития совместными усилиями семьи и школы.
Чтобы помочь ребенку преодолеть комплексный и системный характер явления социально-педагогической запущенности требуется работа с использованием соответствующих подходов к содержанию и организации ее диагностики, профилактики и коррекции. Анализ механизмов формирования нарушения позволит понять, почему у данного ребенка в данных конкретных обстоятельствах возникает та или иная особенность поведения. И только ясно представляя себе психологические механизмы формирования нарушений, можно прогнозировать определенные аспекты психического развития и строить обоснованные коррекционные программы [6].
Психологическая коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевает комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и должна затрагивать мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Эта особенность предполагает параллельность в работе с запущенным ребенком и его микросоциумом, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, ее психологических и педагогических методов: постоянная работа по снятию напряжения, понимание, доверие, анализ конфликтных ситуаций, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог, позитивное стимулирование, авансирование успеха, его создание, наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, опережающее консультирование, эмоциональное поглаживание, ожидание завтрашней радости, личностная перспектива ребенка.
Литература