СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
Кочетова Мария Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
г. Чебоксары
Научный руководитель:
к. п. н. Иванова И. П.
Для детей подросткового возраста особенно острой является проблема тревожности. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения. В подростковом возрасте тревожность, становясь устойчивым лич-ностным образованием, может опосредовать резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.
Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).
Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, харак-терный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:
1. Физическое пространство школы.
2. Человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация – родители».
3. Программа обучения.
Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка. Школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психического благополучия.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям [1, 35]. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.
Проблема тревожности занимает особое место в системе образования, и её главной задачей является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Не менее важной задачей современной школы является сохранение и укрепление соматического и психологического здоровья учащихся, так как стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой, и это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов. Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.
Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «школьная дезадаптация» и т. д. Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности. К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены) [2, 23].
К основным проявлениям школьной тревожности относят такие: уча-щийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания и т.д.
Поэтому социальному педагогу, психологу, классному руководителю весьма важно отличать проявление нормальной или невротической тревожности и правильно её диагностировать и своевременно провести коррекцию.
Все это обусловило необходимость рассмотрения в нашем исследовании проблемы школьной тревожности у подростков.
В исследовании мы использовали разнообразные методы, которые включают в себя теоретический анализ психологической и педагогической литературы, изучение практики передового педагогического опыта, наблюдение, опросные методы (беседы, анкеты), изучение документации, методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено («Социометрия»), методика определения школьной тревожности Филлипса, методика определения ситуативной и личностной тревожности Спилберга – Ханина. В исследовании приняли учащиеся 6-8классов, в количестве 35 человек. Возраст испытуемых 12-14 лет.
По результатам методики «Социометрия» мы измерили степень сплоченности-разобщенности в классах; выявили соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидер, предпочитаемые, отверженные, изолированные); обнаружили внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. В 8 классе: лидер – 1 человек (10%), предпочитаемые – 3 человека (30%), отверженные – 6 учеников (60%); в 7 классе: лидер – 1 человек (12%), предпочитаемые – 3 человека (38%), отверженные – 4 человека (50%); в 6 классе: лидер – 1 человек (6%), предпочитаемые – 9 человек (53%), отверженные – 7 человек (41%).
По результатам методики определения школьной тревожности Филлипса из 35 опрошенных 14 человек (40%) имеют повышенную тревожность. Высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 12 подростков (35%). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.
Процент школьников, переживающих социальный стресс на повышенном уровне – 12 человека (35%). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.
Несколько повышен уровень страха самовыражения у 16 человек (45%). Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. 7 испытуемых (20%) испытывают сильный, и 6 школьников (17%) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их. У 6 испытуемых (17%) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 10 испытуемых (29%).
По результатам методики определения ситуативной и личностной тревожности Спилберга – Ханина из 35 опрошенных высокая ситуативная тревожность выражена у одного подростка (3%), а высокая личностная тревожность преобладает у 5 испытуемых (17%). Также мы выявили очень низкий уровень личностной тревожности у 3 школьников (9%) и очень низкий уровень ситуативной тревожности – у 2 подростков (6%). Особое внимание мы обратили не только на тех, кто имеет высокий уровень тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.
Пользуясь всеми результатами, проведенных методик, а также на основе индивидуальных бесед, наблюдений сделаны выводы, что высокий уровень тревожности у подростков вызван:
1. Пониженной сплоченностью коллектива.
2. Плохой подготовкой к урокам.
3. Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества.
4. Заниженной самооценкой.
5. Предъявлением со стороны учителей и родителей высоких требований.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила нам разработать и апробировать социально-педагогическую программу, которая способствует эффективной коррекции школьной тревожности у подростков. Мы считаем, что для коррекции школьной тревожности подростков весьма эффективными будут тренинговые занятия, упражнения, разработанные с учетом возрастной специфики учеников. Цель программы – снижение тревожности у подростков. Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Таким образом, разработанная нами социально-педагогическая программа, на наш взгляд, поможет снизить уровень школьной тревожности у подростков.
Литература:
1. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.
2. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 215 с.