ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Моисеева Алёна Андреевна,
магистрант кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «ЧГУ», г. Череповец
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Научный руководитель –
к.п.н., доцент, Т.В.Захарова
В последние годы основное внимание исследований в области логопедии сосредоточено на проблемах эмоционально-лингвистического развития детей с речевыми нарушениями. Из-за нарушений речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Анализ исследований и публикаций позволяет говорить о том, что вопрос формирования социальных эмоций дошкольников с общим недоразвитием речи не нашёл достаточного отражения в литературе, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности социальных эмоций детей с общим недоразвитием речи и использования художественной литературы как средства формирования социальных эмоций.
Эмоциональное развитие средствами художественной литературы позволяет воздействовать на чувства и разум ребенка, развивать его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, сформировать мировоззрение.
Поэтому, несомненная значимость и недостаточная разработанность данной проблемы послужили обоснованием актуальности нашего исследования.
С целью изучения особенностей проявления социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в 2011 учебном году на базе БОУ ВО «Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Череповца Вологодской области. В нём принимали участие 11 детей с заключением ПМПК – общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.
В процессе исследования было выявлено, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется определенная специфика в понимании, узнавании и интерпретации эмоций. Они не дифференцируют сходные эмоции, затрудняются в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния, у них недостаточно развита выразительность речи, имеются трудности восприятия графических изображений эмоций. Наблюдается инверсия эмоций, слабая сформированность эмоционального предвосхищения.
Дети с ОНР не всегда эмоционально реагируют на прочитанное, выражают равнодушие и отсутствие интереса к сюжету сказки, не понимают противоположной трактовки образа героя, путают положительных и отрицательных персонажей, не сопереживают тому или другому персонажу, затрудняются определить эмоциональное состояние в разных фрагментах сказки. Чувства детей к героям сказки неустойчивы.
Также у дошкольников с ОНР отмечаются неадекватные отношения к нравственным нормам, они затрудняются дать моральную оценку этих норм, не всегда адекватно эмоционально реагируют на них, зачастую эмоциональные реакции отсутствуют.
Анкетирование показало, что родители, понимая эффективность и значимость использования художественной литературы, зачастую не в полной мере уделяют внимание чтению произведений.
Поэтому необходима коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.
В основу планирования и организации работы по формированию социальных эмоций были положены адаптированные программные разработки И.В. Пазухиной [4], А.В. Ухановой [6], В.М. Минаевой [2], И.В. Ковальца [1], практические рекомендации Д.Р. Миняжевой [3], И.И.Ревякиной и Е.Н. Рулевой [5].
Исходя из результатов констатирующего исследования и данных психолого-педагогической литературы, можно выделить три этапа работы по формированию социальных эмоций средствами художественной литературы:
I этап. Знакомство с базовыми эмоциями, выработка навыка произвольного воспроизведения эмоциональных состояний мимикой, движениями.
II этап. Формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом.
III этап. Формирование целостного представления о своем «Я» и отработка коммуникативных навыков.
В организации коррекционно-педагогической работы по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами художественной литературы можно выделить следующие особенности:
Работа по формированию основных эмоций ведется в определенной последовательности: от более простых и понятных эмоций к более трудным. При знакомстве с базовыми эмоциями необходимо сначала детям зачитать стихотворение или отрывок из сказки, затем рассмотреть с детьми сюжетные картинки, провести беседу, обращая внимание на форму губ, положение бровей, форму глаз характерных для того или иного эмоционального состояния, познакомить дошкольников с пиктограммами эмоций. При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания.
Основной целью второго этапа является формирование навыков социальной перцепции в процессе взаимодействия детей друг с другом. На данном этапе дошкольники учатся распознавать эмоциональное состояние друг друга, литературных персонажей, усваивают нормы и правила поведения, овладевают нравственными представлениями. Для них моделируются различные проблемные ситуации, которые необходимо обыграть. У детей формируется оценочное отношение к происходящему, осмысление прослушанных литературных произведений и обогащение чувств. Дошкольники еще не могу самостоятельно проникнуть в содержание произведения, не могут понять эмоциональные состояния литературных героев и нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.
Чтение произведения.
Беседа о прочитанном.
Рассматривание иллюстраций.
Игры-беседы детей с персонажами.
Этюды на выражение эмоций у детей.
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
На третьем этапе у детей формируется целостное представление о своем Я, выделяются два направления работы с детьми «Я и Я», «Я и другие». Используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания, самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям; способности различать свои эмоциональные ощущения; на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу. На данном этапе целесообразно использовать рассказы Е. Пермяка «Как Маша стала большой», «Надежный человек», «Кто?», «Самое страшное»; Л. Воронковой «Что сказала бы мама», «Маша-растеряша»; Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», «Косточка»; В.Осеевой «Три товарища», «Просто старушка», «Волшебное слово» и др.
Мы предположили, что разработанные методические рекомендации будут эффективными для формирования социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.
Дети научатся определять настроения, владеть своими чувствами, определять эмоциональные состояния других людей, взаимодействовать со сверстниками, оценивать собственное поведение и поступки других.
Список литературы