ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДВУЗАХ
Ирхина Юлиана Валентиновна
«Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», доцент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов,
г. Одесса
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В современной школе иностранный язык является общеобразовательным учебным предметом, обязательным для изучения на протяжении всего школьного курса. По мнению американских ученых, педагог в процессе обучения выполняет функции контролера, методиста, куратора, советника, консультанта, руководителя, наставника [1, с.120].
Таким образом, учитель выступает не только в роли передатчика знаний, но и является помощником и организатором общения на изученном языке [2, с.98]. Учитель — это профессия, суть которой в передаче социокультурного опыта человечества и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Как показал проведенный нами анализ педагогической литературы, учителя характеризует высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими; высокий профессионализм; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему [3, с.26].
Сказанное позволяет утверждать, что педагогическая позиция — это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к ребенку и детству, педагогической действительности и педагогической деятельности. Профессиональное мастерство педагога — это взаимосвязь профессионально значимых знаний и опыта преподавания учителя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, педагог должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения иностранному языку. Он должен творчески относиться к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и конкретными условиями обучения [2, с.140].
Более того, педагог должен обладать различными видами компетенций. Компетенция — это способность к выполнению деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, умений, навыков, а также опыта работы.
Отечественные ученые выделяют следующие виды компетенций: ключевая, которая включает в себя коммуникативную, информационную, социально-личностную; базовые компетенции и специальная компетенция. Коммуникативная компетенция характеризуется отечественными ученными как овладение различными формами культурного взаимодействия, умение формировать и отстаивать собственную позицию. Информационная компетенция — это умение применять современные информационные технологии, понимать их слабые и сильные стороны, критически осмысливать информацию, распространяемую средствами масмедиа [4, с.1]. Социально-личностная компетенция трактуется как готовность к самообразованию. Базовые компетенции представляют собой группу компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Специальные компетенции — те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности [5, с.2].
Руководство педагогической практикой студентов педагогического вуза имени К. Д. Ушинского в городе Одессе на протяжении восьми лет дало нам возможность проанализировать деятельность преподавателя иностранного языка с позиции компетентностного подхода и позволило установить, что учитель современной школы, как правило, обладает вышеперечисленными компетенциями, проявляет любовь к детям, высокую гражданскую ответственность и социальную активность, готов к постоянному самообразованию.
Литература